[subscribe.ru] подписка на Анонсы

Метод пробок и ошибок



Рубрика Технологии/Системы оповещения о дорожной ситуации

Текст: Антон Герасимов

Есть ли надежда, что современные технологии придут на помощь россиянам?

Мобильной навигацией теперь уже, к счастью, никого не удивишь, и в самом скором времени оценить ее достоинства смогут жители не только двух столиц. Но что толку от навигации, если по предложенному маршруту нельзя проехать из-за пробок? Сегодня в Москве объездной вариант владелец навигатора выбирает сам, полагаясь на авось - вдруг там путь посвободнее! Можно также предварительно посмотреть степень загруженности основных магистралей в Интернете. Но современная навигационная техника умеет самостоятельно анализировать данные о пробках и предлагать оптимальный маршрут. Посмотрим, как это должно работать и почему - не работает?

Система ТМС

Самая популярная в мире система передачи дорожной информации - это TMC (Traffic Message Channel). Ее сеть кодов была разработана в середине 80-х годов 20 века. Фактически, TMC является протоколом, работающим на цифровом канале RDS - том самом, которым снабжено большинство современных FM-тюнеров в магнитолах, предназначенных для европейского и российского рынков. TMC можно также осуществлять через цифровую трансляцию радиосигнала DAB или спутниковое радио. Правда, каким бы ни был ваш радиоприемник, воспользоваться TMC просто так не удастся. Для связи потребуется навигатор, оснащенный этой функцией, которая поддерживается либо встроенным, либо внешним TMC-RDS приемником.

В свое время производители навигационного оборудования и поставщики дорожной информации договорились, что по каналу TMC в определенном формате будут оперативно передаваться данные о пробках, замедлении движения, тумане, ДТП, дорожных работах на конкретных участках дорог. Получив такие данные, навигатор автоматически предложит водителю пути объезда сложных участков.

Этим сервисом уже давно и активно пользуются в США, Канаде, на всей территории западной Европы, в Соединенном Королевстве и Японии. Популярность TMC легко объяснима: система доступна и работает достаточно давно, ее поддерживают многие современные навигаторы, она использует стандартные способы передачи данных (радиосвязь) и не требует покупки дорогостоящего оборудования.

Централизованный контроль осуществляется европейской неправительственной организацией TMC-Forum, которая отслеживает такие вопросы, как, например, сертификация канала в разных странах и выдачу кодировок для дорог. У каждой трассы есть своя индивидуальная нумерация, поэтому пользователю, пересекшему границу страны - члена TMC-Forum, не нужно перенастраивать систему.

Все вроде бы замечательно, но есть два недостатка. Первый - у канала слабая защищенность. Например, недавно в Италии некие студенты с помощью нехитрых средств намеренно передали ложную информацию о дорожной ситуации, чем вызвали легкий хаос. Второй, и главный - TMC пока не используется в России. Соответственно, если в инструкции GPS-навигатора указано, что он "умеет объезжать пробки", то эта радость точно не для нас.

И все же, почему этот постоянно развивающийся, популярный сервис до сих пор не прижился у нас, в России? Ведь TMC не требует дорогостоящего оборудования, т.к. RDS уже давно работает на многих радиостанциях. На самом деле все и проще, и сложнее, поскольку путь TMC в Россию осложнен препятствиями бюрократического характера. Такими же, что ранее тормозили развитие навигации в России. Сейчас лед тронулся, но сроки введения в строй российского сервиса TMC пока под вопросом. Нужно договориться с российским Министерством транспорта и осуществить сложные переговоры с TMC-Forum в Брюсселе о том, какая организация будет его уполномоченным агентом на территории России. Непонятно, как решить проблему оплаты. Сервис бесплатен для потребителей, но для его запуска нужны финансовые вложения. Кто будет готов раскошелиться? Наиболее очевидные кандидатуры - те российские компании, что уже предлагают сервис оповещения о пробках, но не в формате TMC.

Данные с дорожных камер поступают операторам "СМИЛИНК"


 

СМИЛИНК

Компания «СМИЛИНК» была пионером в России службы массового оповещения о пробках и на сегодня предлагает наиболее мощный сервис. Предположения, что именно она в первую очередь перейдет на формат TMC, точнее, что ей первой удастся преодолеть бюрократические и иные барьеры на этом пути, также не лишены основания.

Основной услугой «СМИЛИНК» на сегодняшний момент является предоставление данных о дорожной ситуации в Москве и Санкт-Петербурге. Основными источниками информации для нее являются камеры на ключевых дорогах двух столиц и детекторные комплексы, объединенные в сеть, при помощи которых вычисляется скорость движения на крупных магистралях, например МКАД. Плюс компания принимает информацию от энтузиастов и городских служб.

Полученная разными способами информация, пройдя через аналитический центр, передается пользователю на оснащенный специальным софтом КПК, смартфон или PC при помощи FM-радиосигнала или интернет-канала GPRS. Принимать радиосигнал можно с помощью универсального приемника информации «УПИ* С 4.1» или самостоятельного прибора RoadInformer, настроенного под услуги «СМИЛИНКа». Как настроить GPRS, вам расскажут в справочной службе сотового оператора, ну а самый простой способ воспользоваться услугами компании - позвонить с мобильного телефона по короткому номеру в call-центр. Услуга платная. Бесплатный доступ к информации тоже возможен, например, на сайте Яндекс.Пробки или на волне «Авторадио».

Уже сейчас информацию от «СМИЛИНК» получают различные навигационные карты: PocketGPS PRO от компаний «МакЦентр» и «Навигационные системы», «Навител» с программой «Навител Навигатор 3.0», компания «Автоспутник», ПалмГИС от компании «Киберсо». «СМИЛИНК» также проводит переговоры об интеграции своей системы в продукты, использующие карты мировых лидеров картографии NAVTEQ и TeleAtlas.


Дмитрий Стасевич, заместитель руководителя компании СМИЛИНК

Компания СМИЛИНК действительно планирует представлять на территории РФ услуги ТМС. В настоящий момент мы проводим консультации с сотрудниками TMC-Forum в Брюсселе, а также решаем административные и операционные вопросы взаимодействия по интеграции ТМС в России. Внедрение услуги планируется уже скоро - в течение 2008 года. Очень жаль, что в этом наболевшем вопросе мы не нашли поддержку со стороны властей, поэтому мы вынуждены строить сервис на собственной инициативе.

Что касается финансового вопроса, то сервис ТМС как таковой не является полностью бесплатным ни в одной стране мира. В некоторых странах он является псевдо-бесплатным, т.е. стоимость обслуживания включена в цену приобретаемого устройства и пользователь разово оплачивает пользование услугой ТМС. Со своей стороны мы прорабатываем разные варианты оплаты, которые будут простые и удобные для пользователя.

Возможно, это будет отдельная абонентская плата за месяц/квартал/год пользования услуги. Возможно, это будет единовременный платеж включенный в стоимость принимающего устройства. Или же будет реализована какая-то альтернативная схема оплаты.


City Guide

Питерская компания МИТ предлагает свой вариант информационного сервиса. Их продукт - программа "City Guide" - выпускается в рамках проекта «ПРОБКИ НЕТ». Программа устанавливается на ПК/КПК/смартфон и работает совместно с навигационной системой. То есть кроме использования карты с указанием пробок, можно отслеживать свое изменяющееся местоположение и строить маршрут до заданной точки соотносительно с информацией о пробках. Данные поступают через канал GPRS. Пользователям доступны следующие карты: трасса E105 (Москва - С.Петербург), трассы Ленинградской области, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Эстонии, схема дорог Европы и Азии. Часть карт распространяются свободно, на некоторые нужно покупать лицензию. Условия обновления тоже разные, но данные по Москве и Санкт-Петербургу обновляются бесплатно.

Положенная в основу дорожного сервиса МИТ идея проста и очевидна до банальности. Информация о загруженности дорог собирается самими участниками движения, использующими систему City Guide. Сегодня, когда сервис работает уже больше года, сотрудники компании утверждают, что такой подход себя полностью оправдал. Ежедневно операторы сервиса обрабатывают звонки от более чем 3000 активных корреспондентов (это не считая остальных потребителей). Несмотря на скептические высказывания по поводу продукта "City Guide" на тематических форумах, в МИТ не боятся давать обещаний. В ближайшее время планируется увеличить точность передаваемой информации до 90-95 %.

Электронное устройство RoadInformer содержит карту Москвы в пределах МКАД и предоставляет информацию о пробках в режиме реального времени. По заверению компании СМИЛИНК, он позволяет освободить 47 часов в месяц!

 


Приятно удивил тот факт, что сервис является бесплатным. То есть вы покупаете карту и саму программу City Guide, настраиваете свой смартфон и радуетесь жизни, объезжая все пробки. Ну радуетесь, по крайней мере, настолько, насколько позволит точность полученной информации. На вопрос о возможности коммерциализации проекта в будущем в пресс-службе МИТ осторожно отвечают, что до тех пор пока качество предоставляемых услуг не будет удовлетворять потребителей на 100% - сервис останется бесплатным.

Система MSN Direct

Компания Microsoft всегда уделяла большое внимание теме навигационных устройств и электронных карт. Правда, достижения гиганта в этой области много скромнее, чем на рынке операционных систем и офисного ПО - о какой-либо монополии говорить не приходится, это просто один из игроков рынка. Служба оповещения о пробках носит название MSN Direct. Данные в этой системе передаются по отдельному FM-радиоканалу, и вам расскажут не только о ситуации на дорогах, но и о погоде, предложат новостную ленту и многое другое.

MSN Direct уже работает в некоторых моделях навигаторов Garmin, также можно воспользоваться этим сервисом на ноутбуках при подключении специального внешнего модуля от Microsoft. Увы, в России пока сервис недоступен.

Прямой конкурент Microsoft, компания Google, также уделила внимание этой теме, но сервиса для интеграции с навигационным оборудованием у нее нет, так что автомобилистам это малоинтересно. Ну если только вы предпочтете узнавать о маршруте через мобильную версию Google Maps, передающую сведения о пробках. Россияне уже получили возможность прокладывать маршрут через Mobile GMaps с русскоязычным интерфейсом, но сервис оповещения о пробках в этом приложении до нас пока не добрался. Более популярна аналогичная услуга от отечественных разработчиков: мобильная версия карт Yandex, там "пробочный" сервис работает ничуть не хуже, чем на основном сайте. Правда, все подобные решения весьма компромиссны - с точки зрения удобства водителя, а с учетом долгого времени загрузки карт через GPRS-канал и нестабильности подобной связи, могут быть и вовсе непригодны для оперативного получения информации.

Система XM NavTraffic

Также не дремлет компания NAVTEQ, один из мировых лидеров на рынке картографии. В США и Канаде ее усилиями был запущен сервис XM NavTraffic, который использует спутниковый канал передачи данных. Вместе с информацией о ситуации на дорогах пользователь может слушать и все что угодно с помощью высококачественного цифрового радио системы XM Radio. Минус системы - достаточно дорогостоящее оборудование - приемник стоит около 700$. Кроме того, режим XM NavTraffic поддерживают лишь некоторые модели Garmin, Pioneer и Alpine, то есть количество навигаторов - совсем небольшое. Ряд автопроизводителей, например Acura, Lexus, Infiniti, Nissan и Cadillac, штатно интегрируют XM NavTraffic в определенные модели авто. Выход NavTraffic за пределы США и Канады, увы, опять не планируется.




ЖУРНАЛ


Новости

Статьи+

Что Нового

Календарь

Колонка редакции